Два года масштабных санкций против России привели к серьезным испытаниям для ряда отраслей экономики. «ОН» поинтересовались результатами работы промышленности Орловской области в новых условиях. В профильном департаменте  нам ответили на ряд вопросов. В целом, сложно, но держатся и развиваются те, кто и до лозунгов импортозамещения не плошал.

Появились ли в регионе новые предприятия, нацеленные на импортозамещение?

Введен в эксплуатацию новый механосборочный цех насосного оборудования АО «ГМС Ливгидромаш» в рамках инвестиционного проекта по локализации производства насосов для транспортировки нефти, водного хозяйства, тепловой и атомной энергетики. В результате реализации этого проекта компания полностью локализует в Орловской области производство всей основной номенклатуры своих зарубежных активов - украинского предприятия «Наеосэнергомаш» и немецкого Аполло Гессниц Гмбх.

Предприятие получило на реализацию проекта целевой займ по линии федерального Фонда развития промышленности.

Кроме того, в стадии реализации инвестиционный проект ООО «СтеМал» по строительству завода по производству цементно­стружечной плиты (ЦСП) мощностью 35 тыс. кубических метров в год с цехом по структурированию и лакированию цементно-стружечных плит мощностью 10,5 тыс. кубических метров в год. Стоимость проекта - более 4 млрд рублей.

Возможно, произошло перепрофилирование или внедрение новых технологий на существующих предприятиях региона в рамках импортозамещения?

Отвечая на данный вопрос, необходимо обратиться к анализу возможностей промышленности Орловской области в сфере импортозамещения.

Структура промышленности Орловской области представлена в значительной степени предприятиями машиностроения, приборостроения и электронной промышленности, металлургии последних уровней переделов, имеющими высокий уровень технологичности производств и создания прибавочного продукта, что изначально обуславливает их значительный потенциал в сфере импортозамещения.

Орловская промышленность в достаточной мере структурно адаптирована и не нуждается в перепрофилировании.

Имеющаяся конструкторско-технологическая база на ведущих промышленных предприятиях региона позволяет вести разработку и внедрение в производство новой продукции, в том числе импортозамещающего характера и участвовать в реализации федеральных отраслевых планов импортозамещения в высокотехнологичных отраслях (нефтегазовая, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектронная промышленность).

Практически все промышленные предприятия используют возможности освоить новую продукцию, в том числе по импортозамещению.

В качестве примеров можно привести машиностроительные и приборостроительные  предприятия: «АО «Ливнынасос», СП ООО «Орелкомпрессормаш», ООО «Завод им. Медведева Машиностроение», АО «Протон», ЗАО «Протон-Электротекс», АО «Мценский завод «Коммаш» и другие.

В каких направлениях Орловщина может заменить иностранные товары, которые слишком дороги или запрещены к ввозу в Россию? Назовите несколько примеров.

Необходимо отмстить, что правительством Российской Федерации не ставится задача замещения всего теоретически возможного к вытеснению импорта и достижения полной самообеспеченности по всей номенклатуре потребляемых в стране товаров. Возможность сравнения качества российских и зарубежных товаров является важнейшим двигателем развития.

Наибольший потенциал для импортозамещения в Орловской области имеется в сфере производства насосов для нефтепереработки, а также насосов большой мощности для транспортировки нефти/нефтепродуктов, производства энергетического оборудования и запасных частей к турбинам иностранного производства, производства новых типов электродвигателей для насосного оборудования, производства импортозамещающей почвообрабатывающей сельскохозяйственной техники, разработки и освоения серии оптронов и твердотельных реле для спецтехники, производства линейки полупроводниковых приборов на широкий диапазон мощностей.

В качестве примера можно привести уже упомянутый проект АО «ГМС Ливгидромаш» по локализации производства насосов для транспортировки нефти, водного хозяйства, тепловой и атомной энергетики.

Какие реальные проекты оказались заморожены и не реализованы из-за санкций или антисанкций?

Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация, несомненно, заставляет инвесторов более взвешенно и осторожно подходить к реализации инвестиционных инициатив.

На территории Верховского района Орловской области планировалось организовать производство цемента. В настоящее время в связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией в строительной отрасли реализация данного инвестиционного проекта приостановлена.

Научились ли орловские производители работать в новых условиях колебания курсов, разрыва устоявшихся связей, запретов? Кому и как удается найти выход из сложившейся ситуации?

В условиях неустойчивой макроэкономической обстановки, характеризуемой снижением деловой и инвестиционной активности на товарных рынках, и как следствие, падением спроса во многих товарных группах, среди ведущих предприятий Орловской области преобладает в основном сдержанная динамика объема производства и отгрузки продукции. Предприятия сориентировали свою деятельность на расширение и диверсификацию потребительских групп, активизировали участие в мероприятиях государственной поддержки, взяли курс на переориентацию на отечественных и азиатских поставщиков сырья и комплектующих.

Как в целом санкции и контрсанкции повлияли наорловскую промышленность?

Промышленный комплекс области в сфере обеспечения комплектующими зависит от импортных поставок незначительно. На отдельных предприятиях доля таких комплектующих, обусловленная объективными требованиями к качеству, может достигать 20-25 %.

В настоящее время западные санкции незначительно отразились па работе промышленности Орловской области. По итогам первого полугодия 2016 года индекс промышленного производства составил 96,1%, темп роста объема отгруженной продукции в промышленности - 112,3%.

Основная проблема, с которой сталкиваются сегодня многие промышленные предприятия, - снижение спроса, вследствие неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры рынка. Снижение объемов в рамках закупок продукции для государственных нужд, рост дефицита бюджетов муниципальных образований также негативно сказывается па объемах потенциального спроса. Это актуально, например, для производителей коммунальной и дорожной техники, значительная часть которой поставляется для нужд муниципалитетов и государственных дорожных служб.

Наряду со снижением спроса существуют сложности финансово- экономического характера, связанные с колебаниями валютных курсов, что неудобно для предприятий, применяющих импортные комплектующие, и предприятий-экспортеров, а также снижение доступности иностранных кредитов в западных банках.

В металлургическом секторе региона у ряда предприятий возникли проблемы, связанные с «привязкой» поставщиками сырья стоимости своей продукций к курсам иностранных валют. В результате тесного взаимодействия с Минпромторгом России данная проблема в целом решена.

Проблемы выхода на рынки сбыта в большинстве случаев связаны с уровнем конкурентоспособности производимой продукции, но в ряде случаев есть и субъективные факторы. Так, на протяжении ряда лет существовали проблемы поставок ведущим российским топливным и газовым компаниям, отдававшим предпочтение импортной продукции.

Сегодня благодаря реализуемой на государственном уровне политике импортозамещения такие предприятия региона, как ОАО «Промприбор», АО «ГМС Ливгидромаш». АО «Протон» постепенно выходят на указанный рынок, вытесняя более дорогую импортную продукцию. С выполнением экспортных контрактов видимых преград в настоящее время нет.

Показатели роста отгрузки продукции свидетельствуют, что в целом спрос на продукцию орловских предприятий является достаточно устойчивым. Указанные сложности с ухудшением конъюнктуры рынка носят общеотраслевой характер. 

Каковы перспективы па будущее? Производители перестали ждать положительных перемен на международной арене и ищут иные способы, механизмы или сворачивают проекты до лучших времен?

Необходимо понимать, что бизнес в своей деятельности не ориентируется па политику, а руководствуется прагматичными понятиями экономической выгоды и целесообразности.

Макроэкономическая ситуация, сложившаяся на внутреннем рынке страны, формирует достаточно благоприятные условия для активизации решения задачи импортозамещения отечественными предприятиями промышленности, так как целым рядом государств последовательно вводятся искусственные ограничения на работу собственных компаний на российском рынке.

Колебания стоимости ряда базовых иностранных валют также делают иностранные товары как промышленного, так и потребительского назначения менее доступными, а значит менее конкурентоспособными. Сложившиеся экономические условия необходимо рассматривать в целом как хорошую возможность для заполнения отечественными товарами тех
секторов рынка, где позиции иностранных конкурентов временно искусственно ослаблены. Одновременно необходимо признать, что возникли и некоторые сдерживающие экономические факторы, в основном касающиеся дефицита и высокой стоимости кредитных ресурсов па реализацию программ модернизации и развития. Это является направлением работы, где промышленности необходима сегодня качественная государственная поддержка.

В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает меры государственной поддержки импортозамещения в промышленности: финансовая поддержка в форме различных субсидий (па финансирование НИОКР и развитие промышленной инфраструктуры), которые предоставляются на конкурсной основе, налоговые льготы (применимые к проектам, которые реализуются до 2025 года и одобрены Правительством РФ), специальные инвестиционные контракты, льготное заемное финансирование инвестиционных проектов в целях внедрения наилучших технологий и импортозамещения, осуществляемое ФГАУ «Российский фонд технологического развития» в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

Совокупность сложившихся благоприятных условий и инструментария государственной поддержки, наработанные механизмы хозяйствования позволяют орловским производителям преодолевать негативные последствия макроэкономического характера и в целом успешно реализовывать поставленные задачи развития.

Напонимм, первый пакет антироссийских санкций был введен в середине марта 2014, когда Крым фактически вошел в состав России. В апреле и мае из-за войны на востоке Украины Запад ввел второй пакет санкций. Третий был введен в июне после крушения Боинга в Донецкой области. Список санкций огромный, в основном они касаются торговых и визовых ограничений, отказа от гражданского, экономического и военного сотрудничества, прекращения финансирования российских организаций.

(Смотрите также: Как "продуктовые" санкции и контрсанкции сказались на Орловской области).