Ежемесячно на обслуживание муниципального долга Орла в 2016 году расходуется около 14 млн. рублей. Общий размер обязательств на 1 мая 2016 года составляет 1,16 млрд рублей. Верхний предел на 1 января 2017 года утвержден  в сумме 1,39 млрд рублей, что соответствует размеру привлекаемых кредитных ресурсов, сообщает администрация города. В обозримом будущем никаких реальных мер по сокращению объема долга не предвидится. Обычно на упреки в отсутствии источников погашения чиновники разводят руками и сетуют: «детей-то кормить надо».

Долг не появился внезапно – он стабильно ежегодно растет в среднем на 250 млн рублей. Впервые в новой истории Орла кредит был привлечен в бытность мэром Александра Касьянова. Александровский мост в центре города был быстро отремонтирован на заемные средства – 150 млн руб., хотя до этого около десяти лет считался долгостроем. С тех пор толком выбраться из кредитной кабалы городскому бюджету так и не удалось. «Легкие» деньги начали привлекать ежегодно как для выполнения социальных обязательств, так и для погашения процентов по ранее взятым кредитам.

Кредиты гасятся за счет новых кредитов, а банкиры получают свои немалые проценты за пользование средствами. В 2013 году взяли 662,5 млн рублей (на погашение ранее взятых муниципальных долговых обязательств – 463,2 млн рублей, на финансирование дефицита бюджета – 199,3 млн. рублей). В 2014 году - уже 933,5 млн рублей (662,5 млн рублей, 271,0 млн рублей, соответственно). В 2015 году – 1 169,5 млн рублей (933,5 млн рублей, 236 млн рублей).

Кредит Орла 2016 года по плану превысит  1,39 млрд рублей (1169,5 млн рублей - на погашение, 230,0 млн рублей - на дефицит). Стоит обратить внимание на то, как точно совпадают цифры из года в год, то есть город даже не делает попыток сократить долг, а только глубже погружается в яму.

У этой ямы есть дно. В соответствии с пунктом 3 статьи 107 бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. На 1 мая 2016 года муниципальный долг Орла составляет 47,5% от общего объема доходов бюджета,  что находится в пределах ограничения, установленного бюджетным кодексом, пояснили «ОН» в горадминистрации.  Платеж по кредиту не должен превышать 40% от ежемесячного дохода, настаивают банки, выдавая деньги частным лицам. Однако для города отдавать все свои доходы на расчеты по долгам – это нормально, видимо.

Бюджетным кодексом также определена «скорость», с которой муниципалитет может наращивать объемы обязательств: дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений). В этой части Орел соответствует положению.

- Муниципальное образование «Город Орел» испытывает определенные сложности с формированием и исполнением бюджета, связанные с недостаточной обеспеченностью финансовыми ресурсами, - заявил глава администрации Андрей Усиков. - Такая проблема характерна для большинства муниципальных образований Российской Федерации и обусловлена как общим состоянием бюджетной системы страны, вызванным недостатком налоговых и других поступлений, возросшими потребностями в расходах, так и недостаточно экономически обоснованным распределением налогов и налоговых доходов между бюджетами разных уровней, - подчеркнул он. - Действующее налоговое и бюджетное законодательство значительно ограничило доходную базу муниципальных образований. Так, из собранных на территории Орла налоговых платежей в доход городского бюджета перечисляется лишь 12%, - посетовал Андрей Усиков.

Между тем город продолжает выделять средства на решение вопросов, не отнесенных Федеральным законом №131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе на социальную поддержку инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде, социальную поддержку участникам вооруженных конфликтов последних лет, получившим инвалидность вследствие военной травмы, оказание поддержки малоимущим гражданам, организацию питания школьников и другие.

- Вопрос о приостановлении финансирования данных расходных обязательств  в настоящее время не рассматривается, - подчеркнул Андрей Усиков.

Предыдущий сити-менеджер Орла Михаил Берников в пылу дебатов на горсовете заявлял, что городу стоит отказаться от обязательств, не предусмотренных федеральным законом о местном самоуправлении: школьников прекратить кормить и прочее. Тогда город будет вписываться в рамки расходов и доходов. Но все понимают, что отмена даже мизерной льготы вызовет серьезный протест.

Область помогает муниципалитетам и городским округам. Но  предоставление дотаций, обеспечивающих сбалансированность бюджетов, ограничено несколькими случаями. Например, когда есть необходимости осуществления дополнительных расходов, возникших в результате принятия решений органами государственной власти региона, в случае, если условиями предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрено софинансирование. К этой категории можно отнести большие стройки. Так, на новую школу, к примеру, город должен выделить 1% суммы стоимости ремонта. Не много, но учитывая общую цену контракта, существенно. Орловская область также может помочь городу при неисполнении реально обоснованного плана поступлений налоговых и неналоговых доходов в течение текущего финансового года. Например, если внезапно налогоплательщики снялись с учета, стали банкротами. На поддержку областного бюджета можно рассчитывать в случае ЧП и  стихийных бедствий.

В Орловской области на 2016 год общий объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) утвержден в сумме 137,87 млн рублей. Стоит четко понимать, что Орел – это не самый малообеспеченный участок нашей малой родины. Кроме того, губернатор Вадим Потомский указывал, что рассчитывать на эти средства могут только те, кто не копит долги по ЖКХ, заработной плате, активно способствуют увеличению развитию территории.

У Орла есть еще одна беда и радость – юбилей. Не раз высказывались опасения, что подготовка к 450-летию разорит город, который и так находится в непростой ситуации.

- Что касается расходов на  подготовку и проведение празднования юбилея основания города Орла, то основная часть указанных расходов осуществляется за счет средств вышестоящих бюджетов, - настаивает финансовое управление горадминистрации.

Однако почти все стройки требуют софинансирования, а школа в микрорайоне «Новая Ботаника» вовсе была внесена в программу изначально со значительным дефицитом. Депутаты на сессии городского совета 29 июня согласовали выделение из бюджета города 40 млн рублей на строительство. Но это еще не деньги, а лишь обещание «Орелстрою»: если программа приватизации будет реализована, средства вернут компании - пока работы застройщик ведет на свои.

Школы необходимо строить, но их можно возводить в новых микрорайонах не за бюджетный счет. Так, в экопарке «Малый Петербург», были заявлены соцобъекты, а теперь уже губернатор сетует, что деньги придется искать в казне – у застройщика их нет. Этой подменой страдает и «Орелстрой», который ударными темпами расширяет Орел, но обещая садики и школы за льготное предоставление участков, получив землю, отказывается от них, 

Но основная проблема – это все же нерациональное использование имеющихся средств. Один только сказочный проект расширения улиц Комсомольской и Московской, Московского шоссе с надземными переходами и прочим – 142 млн руб. Просто картины на бумаге, которые так и не были завершены, привели ООО «Научно-производственное объединение  «Мостовик» в арбитраж. Компания пытается взыскать более 66 млн рублей на пустом месте.

Светлана Чебанова