В ближайшее время в Орле светильники заменят на энергосберегающие со светодиодами. О том, какие новые технологии существуют в уличном освещении сегодня и что ждет эту сферу завтра, рассказали на прошедшем в Орле «Электротехническом форуме ЭТМ». В частности, были затронуты «подводные камни», которые можно нивелировать уже сейчас, чтобы экономия не превратилась в ближайшем будущем в дополнительные траты. Многие аспекты имели прикладной характер и достаточно узкую сферу применения. А некоторые (например, упредительная борьба с конкурентами или разработка мобильных приложений) могут быть использованы в самых разных сферах бизнеса – именно поэтому «Орловские новости» и решили поделиться услышанным с читателями.

В условиях кризиса любое интересное решение, которое может помочь в бизнесе, не должно оставаться без внимания. Так, например, что касается уличных светильников, то многие фирмы решили уходить от узкой специализации и предлагать клиентам комплексное решение. Начиная от разработки проекта, до самих светильников, световых опор и заканчивая системами управления освещением. Очень важный момент, почему производство светильников хорошо бы увязать с производством световых опор – это особенности крепления. В последнее время многие стали обращать внимание на мелочи, из которых в итоге и складывается предпочтение при выборе того или иного поставщика. Поэтому крепление светильников нужно делать как можно проще (это, кстати, касается и многих других сфер, связанных с монтажом). Ведь монтаж – это удорожание в целом всего проекта. И чем меньше времени монтажник тратит на установку светильника – тем важнее эта «мелочь» может оказаться в итоге.

Кстати, на выставке были показаны и складывающиеся световые опоры, которые позволяют производить монтаж и техническое обслуживание светильников вообще без использования вышки.

Еще один интересный момент – это безопасность монтажников. В частности, были показаны модели светильников, которые при открывании верхней крышки обесточивают всю внутреннюю начинку. Но при этом края светильника сделаны таим образом, чтобы достаточно хорошо защитить всю конструкцию от попадания грязи и влаги. В последнее время конструкторы стараются проектировать светильники так, чтобы обходиться без каких-либо дополнительных смазок или уплотнителей.

Начинается все с проекта и здесь, чтобы обойти конкурентов, некоторые производители включают в штат отдел по проектированию. То есть клиент имеет возможность не выбирать из линейки предложенных жестких вариантов, а адаптировать под свои нужды всю систему – от опор до автоматики. Этот процесс достаточно широко распространен на Западе, у нас же пока только набирает обороты. Между тем светодиодное оборудование, пожалуй, как никакое другое позволяет варьировать параметры под конкретные требования заказчика. А учитывая, что сейчас практически все крупные проекты проходят через систему электронных аукционов – преимущество получит тот, кто сможет удешевить проект, сделав его более индивидуальным. И здесь без собственного отдела проектирования не обойтись – отметили участники форума.

Еще одна важная и интересная деталь – это система управления уличным освещением. Времена, когда система могли лишь включать/выключать светильники, давно канули в Лету. Теперь системы управления программируются под конкретные временные промежутки и могут, например, уменьшать световой поток с часу ночи до 3 часов, когда интенсивность движения транспорта заметно падает. Кстати, раньше светильники воспринимали снижение напряжения как аварию. Сейчас они «поумнели» и если система видит, что снижение напряжения в течение определенного промежутка времени не привело к полному обесточиванию, то светильники «притухают».

Одна из самых интересных деталей – это настройка светильников под определенные параметры. Светодиодные конструкции позволяют достаточно тонко настраивать освещение под конкретные задачи потребителя. То есть люди могут заказать тот световой поток и спектр, который их интересует. Для удобства пользователей фирмы-производители не ограничиваются только сайтом, где представлены все возможные варианты. Все чаще для потребителей создаются специальные разделы, где можно менять разные параметры и сразу же видеть результат в плане окупаемости и ценовой категории. Иметь такие «калькуляторы» на сайте уже стало хорошим тоном для большинства производителей. А на Западе – это уже вчерашний день. Чтобы идти в ногу со временем подобные калькуляторы оформляются в виде мобильного приложения. Работу такого приложения как раз и показали участникам форума во время одной из секций. Кстати, важный момент, который можно позаимствовать любым фирмам и организациям – это не только сама идея мобильного приложения, но и такая функция, как распечатка полученного вы ходе подбора параметров результата. Или как вариант возможность отправить полученный результат по электронной почте.

Предложили орловцам немного заглянуть и в будущее светодиодных технологий. Хотя сейчас не все светильники позволяют менять те или иные компоненты своей схемы – некоторые производители думают на перспективу. В частности при проектировании используется модульная схема, чтобы в случае выхода из строя какого-то одного элемента не приходилось менять всю системы целиком. Самое интересное в этой истории то, что сейчас технологии не настолько развиты, чтобы замена отдельных компонентов была экономически оправданной. Поэтому некоторые производители делают светильники цельными – без возможности поменять запчасти. Сейчас на это не обращают особого внимания, но учитывая заявленный срок службы светодиодных светильников – уже в ближайшем будущем в выигрыше окажутся те, кто делает подобные системы со сменными компонентами.

И дело здесь не только в износе тех или иных элементов. Наука и производство не стоят на месте. Возможен и такой вариант развития событий, что появится более дешевая или надежная компонентная база и тогда необходимость замены тех или иных частей светильника возникнет до его поломки. Поэтому те, кто закладывают возможность модульной замены, учитывают и еще не внедренные в жизнь научные разработки.

Еще такой важный момент, как наличие дополнительный функций. В борьбе с конкурентами даже если ваша продукция самой низкой ценовой категории – всегда нужно стараться работать в направлении включения дополнительных функций. В качестве примера собравшимся на секцию привели автомобили. Самый популярный в своем классе «Рено Логан» был существенно потеснен на рынке такими автомобилями как «КИА Рио» и «Хендай Солярис» именно благодаря разнообразным дополнительным функциям. Ведь человек очень быстро привыкает к хорошему и ему начинает хотеться чуть лучше. Поэтому в плане борьбы с конкурентами – можно действовать не вдогонку, а чуть-чуть на опережение. В плане светильников – это такая функция, как контроль за постоянством светового потока. Не секрет, что со временем светодиоды начинают светить менее ярко. На рынке представлены светильники, где заложена функция увеличения напряжения, чтобы со временем нивелировать износ диодов и для конечного потребителя светильник всегда горел с одинаковой яркостью.

Можно было бы еще рассказать массу интересного, но работа секций «Электротехнического форума ЭТМ» шла параллельно в 5 залах и поэтому как минимум 4 такие же полезные встречи остались за кадром.


Сергей Миляхин